683006, г. Петропавловск-Камчатский, ул.Кавказская, 36
+7 (4152) 49-08-77
info@pkds28.ru

Детский лепет

Стадии развития речи ребенка

  1. (От рождения до 8 недель). Рефлекторные звуки. 
  2. (От 8-ми до20 недель). Появляются гуление и смех. В гулении преобладают гласные звуки. Но к концу 2-й стадии появляются и согласные. Звуки гуления произносятся на выдохе, то есть идет своеобразная тренировка речевого дыхания. На этой стадии появляется первый смех. Через 20-30 минут после пробуждения можно несколько раз эмоционально, с изменением громкости и высоты голоса, повторить имя ребенка или короткие рифмованные строки.
  3. (От 16-20-ти до 30 недель). Появляется лепета. Малыш начинает произносить сочетания согласных с гласными (ба-а, ма-а, та-а и т.п.).
  4. (От 20-30 до 50 недель). «Расцвет» лепета. Ребенок повторяет два одинаковых слога (ба-ба, да-да, ла-ла, ма-ма). Кроха лепечет при общении со взрослыми, повторяет за ними. В этот период можно развивать подражательную деятельность играми «Ладушки», «До свидания», «Дай ручку» и др.
  5. (От 9 до 18 месяцев). Лепетные звуки отличаются разнообразием. У одних детей эта стадия короткая, и она сразу начинают произносить слоги, у других этот период затягивается, и ребенок для выражения своего состояния и переживаний использует «псевдослова», не имеющие определенного значения. Малыш интенсивно начинает понимать обращенную речь, устанавливает и поддерживает контакт со взрослыми посредством игрушек, ярких предметов. Избирательно относится к предметам, предлагаемым взрослыми, но реакция на новый предмет всегда ярко выражена.
  6. (2 года). Малыш показывает 5 частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов, понимает и правильно выполняет двух этапные фразы («пойди в кухню и принеси чашку»), верно использует местоимения (я, ты, мне), предложения строит из двух слов. Ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.
  7. (2 года 6 месяцев). Повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один». Кроха понимает значение действий в разных ситуациях («покажи, кто спит»), значение предлогов в привычной конкретной ситуации («на чем ты сидишь?»). Правильно произносит звуки: с, з, л.
  8. (3 года). Словарный запас ребенка составляет 250 – 700 слов, он говорит предложения из пяти-восьми слов, употребляет в предложении простые предлоги и союзы (потому что, если, когда), множественное число существительных и глаголов. Малыш называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов – выполняет задания типа «положи листок под кубик», «положи мяч в корзину». Ребенок воспринимает на слух короткие рассказы и сказки, с картинками и без них, задает вопросы о значении слов.

Способствуют развитию речи:

  • Ранний отказ от пустышки.
  • Переход к твердой пище (для правильного формирования челюсти и уклада языка).
  • Эмоциональное пересказывание сказок, обязательно сопровождающееся движением (зайка прыгает, как лисичка крадется, как ежик пыхтит и т. п.).
  • Развитие общей и кистевой моторики (центры речи и движения руки расположены в коре мозга рядом, будет работать рука – раздражение в мозге затронет центр речи, простимулирует его работу); игры с мячом, чтобы работал весь плечевой пояс.
  • Рисование на вертикальной поверхности (рулон обоев на дверь) двумя руками одновременно, чтобы стимулировать работу обоих полушарий. Рисовать и комментировать, например, «мы рисуем дождик. Кап-кап-кап» и т. д.

ВАЖНО.

  • Недостаток общения может значительно задержать развитие речи.
  • Дети, стойко отстающие на один возрастной период, относятся к группе риска.
  • Если ребенок не использует фразовую речь к 30 месяцам жизни, родители должны обязательно консультироваться с логопедом и заниматься речью дома.
  • Логопедическая гимнастика для детей в возрасте до трех лет не рекомендуется – в этот период идет формирование органов артикуляции.