683006, г. Петропавловск-Камчатский, ул.Кавказская, 36
+7 (4152) 49-08-77
info@pkds28.ru

Как называется «каша во рту»

Многие родители, слыша от логопеда речевые диагнозы деток, волнуются и пугаются. Но если разобраться, то все логопедические диагнозы поддаются лечению – частично или полной коррекции. Что же на самом деле значат такие загадочные слова, как «дизартрия» и «ФФНР»?

Речевые нарушения делятся на устные и письменные. Письменные - это нарушения чтения (дислексия) и письма (дисграфия). О них можно говорить с начала обучения в школе. До школы – только об их предпосылках и нарушениях устной речи. Самые частые нарушения дошкольников – это алалия, дизартрия и дислалия.

Алалия.

Полное или частичное недоразвитие речи у детей при сохранном физическом слухе, обусловленное поражением речевых отделов головного мозга во внутриутробном или в раннем периоде развития малыша. Различают моторную алалию, когда ребенку сложно воспроизводить речевые движения, и сенсорную, при которой нарушено понимание речи. Диагноз «алалия» чаще всего ставят трехлеткам, которые до 3 лет «молчали» и «мычали». Такие детки нуждаются в регулярных занятиях с логопедом по развитию всех компонентов речи: понимание речи, улучшение грамматики, обогащение словаря, произношение.
Прогноз. Может быть разный, исходя из особенностей ребенка, но положительная динамика всегда прослеживается.

Дизартрия.

Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное параличом мышц речевого аппарата. У детишек наблюдается смазанная речь - «каша во рту». Дети – дизартрики отказываются от грудного вскармливания и позже от твердой пищи, так как нужно прикладывать большие усилия, чем при сосании из бутылочки и потреблении протертых продуктов. Часто наблюдается повышенное слюноотделение, не связанное с появлением зубов. Некоторые дети с рождения наблюдаются у невролога и имеют неврологическую симптоматику.
Прогноз. При одновременном медикаментозном лечении и занятиях с логопедом удается добиться положительной динамики. Зачастую после прекращения занятий наблюдается утрата полученных навыков. Поэтому родителям таких деток следует всегда уделять внимание речи: нужно обязательно овладеть азами логопедического массажа и другими «секретами» логопеда, чтобы поддерживать речь на уровне.

Дислалия.

Самое простое речевое расстройство, когда нарушено только произношение отдельных звуков. После занятий с логопедом нужные звуки стойко закрепляются в речи. Если после долгих занятий желаемого результата добиться не получается или результат «уплывает», есть смысл говорить о стертой дизартрии.
Прогноз. Если речь ребенка до 4,5 – 5 лет понятна, а страдает какой то звук или группа звуков (скажем вместо Ж и Ж произносит С и З), то прогноз хороший.

Заикание.

Нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Причиной заикания бывают органические поражения мозга, психологическая травма. Часто наблюдается в период интенсивного развития речи от 2-х до 6 лет, когда мысли формируются быстрее возможности выразить ее на уровне речевой моторики.
Прогноз. Важно, чтобы родители следили за эмоциональным окружением и не торопили малыша закончить свою мысль, а помогали ее сформировать. Так заикание может плавно и незаметно исчезнуть.

ФФНР.

К группе с фонетико-фонематическими нарушениями речи относятся детки с нормальным интеллектом и физическим слухом, но нарушенным фонематическим. Наблюдается и нарушение произношения.

ОНР.

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и интеллектом. Это сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование как звуковых, так и смысловых сторон речи.

ВАЖНО. Какое бы логопедическое нарушение не было у ребенка, во многом эффективность его коррекции зависит от желания родителей улучшить речь чада. Регулярность занятий с логопедом обязательно нужно подкреплять домашними тренировками. Взрослые должны искренне верить в успех ребенка. Вовремя исправленная речевая патология не выльется в социальную проблему общения и ошибки на письме в школе.