683006, г. Петропавловск-Камчатский, ул.Кавказская, 36
+7 (4152) 49-08-77
info@pkds28.ru

Малыш, скажи «рыба»

Произносим звук Р с помощью … варенья.

Чаще всего родителей в речи ребенка пугает отсутствие звука «р» - самого труднопроизносимого и сложного в постановке. Но раньше, чем ребенку исполнится 5 – 6 лет, бить тревогу не стоит. Потому что в норме этот звук как раз и появляется в речи детей к указанному возрасту. Данную проблему не всегда удается решить дома самостоятельно. Поэтому обращение к логопеду значительно облегчит задачу. В первую очередь специалист определяет причину, по которой звук не произносится, а потом разрабатывает индивидуальную схему работы над звуком.

Причины неправильного произношения звука Р:

  • Расстройства речи, связанные с поражением коры головного мозга. В этом случае потребуется комплексный подход нескольких специалистов.
  • Недоразвитие фонематического слуха.
  • Ребенок заменяет звук Р другими звуками.
  • Малыш подражает тем, кто не выговаривает звук.
  • Звук не автоматизирован.
  • Короткая подъязычная уздечка.
  • Очень важное условие успешной постановки звука – систематичность.

Работать с ребенком следует каждый день по 10 – 15 минут. И это не только занятия с логопедом. Родители могут дома использовать упражнения, которые помогут выработать необходимые движения языка и воздушной струи.

Упражнения для верхнего подъема языка.

«Вкусное варенье» - широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 3-5 раз.

«Маляр» - широко открыть рот, улыбнуться, показав зубы. Кончиком языка «красить потолок», двигая им по твердому нёбу вперед-назад (до зубов и подальше к горлышку). Язык не должен выскакивать за зубы, отрываться от «потолка» и двигаться влево - вправо. Нижняя челюсть не должна двигаться. Повторить по 5-6 движений в каждую сторону.

Упражнения для подъязычной связки.

«Лошадка» - приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком медленно-быстрее - быстро-медленно с короткими паузами для отдыха. Стараться не двигать нижней челюстью.

«Грибок» - открыть рот, показать зубы. Цокнув языком, снова присосать плоский язык к небу и удерживать так 5-10 секунд. Уздечка языка – это «ножка гриба», сам язык – его «шляпка». Повторить 2 - 3 раза.

Упражнения на укрепление кончика языка.

«Индюк» - приоткрыть рот и широким кончиком языка быстро двигать по верхней губе вперед-назад, произнося звук, близкий к «бл-бл-бл». Тянуть этот звук 5-7 секунд, сделав сначала глубокий вдох.

Скороговорки для автоматизации звуков Р и Рь.

Бобр добр до бобрят.

Пекарь Петр пек пирог.

Три вороны на воротах.

Добры бобры идут в боры.

У редьки и репки корень крепкий.

Три вороны - на воротах. Три сороки – на пороге.

Скороговорки для дифференциации звуков Р – Л

Враль клал в ларь.

Малина – не Марина.

Пал град на пять гряд.

Король – орел, орел – король.

Лара и Валя играют на рояле.

Арина грибы мариновала, Марина малину перебирала.

ВАЖНО:

  • Чтобы ребенок правильно облизал верхнюю губу, намажьте ее вареньем или тем, что ребенок любит.
  • Упражнения выполняйте перед зеркалом, пока ребенок не начнет выполнять их уверенно. Можете делать их вместе, подражая друг другу.
  • Проводите гимнастику ежедневно, но следите, чтобы малыш не уставал.
  • Идите от простых упражнений к более сложным, выполняя их сначала медленно, под счет. Количество повторений увеличивайте постепенно.
  • Можно попытаться самостоятельно вызвать звук Р. Надо поднять язык на верхние зубы, не закрывая рта, часто произносить ДДДДД. Одновременно делать колебательные движения пальцем под язычком поперек языка. Через некоторое время должен получиться звук, похожий на Р.